Ул. Найманбаева, 110, каб. 220. Тел. (8-7222) 674-000.  webmaster@semsk.kz  

 

 

.
Даешь свободу дошкольникам?

Это только кажется, что дошкольникам до школы - как до Луны. Еще вчера мама не успевала покупать подгузники, а уже завтра покупает первый ранец. Но вот с каким именно багажом малыш придет в школу, кто и где будет заниматься его подготовкой и воспитанием, по каким канонам и принципам? Между тем в ближайшее время детские учреждения ожидают глобальные перемены. Сегодня уже близится к завершению разработка и утверждение новой Концепции дошкольного образования. О ней наш разговор с директором Семипалатинского филиала Республиканского центра «Дошкольное детство» Ниной Леонидовной ТАТАУРОВОЙ.

- Говорят, грядущая реформа дошкольного воспитания в корне переворачивает сам подход к воспитанию маленьких детей. Отныне все будет не так, как было. А как будет?

- При министерстве образования и науки работает Республиканский центр «Дошкольное детство», у которого есть четыре региональных филиала. Всеми подразделениями Центра отработаны новые образовательные стандарты по всем возрастам дошкольников - раннему (от рождения до трех лет), среднему (от трех до пяти лет) и старшему (от пяти до шести лет). Основные параметры обсуждаемого стандарта - это отказ от регламентирования учебных занятий. Отныне мы вообще отказываемся от былых понятий «знания», «умения», «навыки». Теперь ставится совсем другой акцент - на формирование других умений, которые мы называем компетенциями.

- Что это означает?

- Над ребенком не будут висеть узкие и строгие каноны того, что он должен знать и уметь. Вместо этого вводятся ключевые компетенции и жизненные навыки, определяющие готовность ребенка к обучению в школе. То есть для нас важно то, чем ребенок в целом должен овладеть на уровне своего возраста. Ну, вот смотрите: от рождения до трех лет малыш должен овладеть такими компетенциями, как здоровьесберегающая (то есть иметь основные представления о здоровом образе жизни), познавательная, творческая и коммуникативная. По этой же схеме идет переход к среднему дошкольному возрасту. Только к прежним компетенциям здесь добавятся информационная, языковая, сенсорно-двигательная, социальная, художественно-эстетическая и так далее.

- Вряд ли эти психолого-педагогических термины добавят ясности обычным родителям в вопросе: как и чем будут заниматься малыши в детских садах, что конкретно изменится в садовской жизни?

- Теперь в дошкольных учреждениях не будет базового учебного плана, в соответствии с которым сегодня работают все воспитатели. Ведь сейчас, несмотря на то, хотят дети или не хотят, могут - не могут, они все в обязательном порядке выполняют то, что требует от них воспитатель - сегодня все одновременно будут рисовать квадрат, завтра – лепить колобок. По новой же Концепции дошкольного образования вводятся лишь ориентировочные требования к ребенку, которые учитывают его возможности по тем компетенциям, которые мы уже назвали.

По каждой такой компетенции воспитатель будет работать с так называемыми «индикаторами» - специальными картами, куда на каждого ребенка вводятся сведения о том, как малыш развивается в каждом из направлений. Дело в том, что в структуру 12-летнего школьного образования введено понятие «портфолио» - то есть сведения обо всех достижениях и наработках ребенка. Индикаторы в дошкольных учреждениях - это аналог школьного портфолио. Только цель у нас другая - проследить достижения по всем отраслям: как ребенок умеет решать поставленную перед ним задачу, как строит взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, какие у него сложились ценностные понятия.

- То есть в детских садах не будет занятий с детьми?

- Это не будут занятия в том виде, как сегодня. Старой обязательной, регламентированной форме приходит на смену игровая поисковая самостоятельная деятельность, благодаря которой у ребенка не будет формироваться страх перед обучением. Ведь именно тогда, когда перед малышом ставится задача обязательно выполнить неинтересное ему задание, обязательно запомнить столько-то фигур и т.д., именно это становится элементами страха перед будущей школой, когда строгое навязывание становится нормой, невыполнение которой наказывается не похвалой или плохой оценкой и т.д. Поэтому, в соответствии с новой Концепцией, не эти критерии будут главными, доминирующими. В подборе методов и приемов воспитатели будут ориентироваться только на возможности самого ребенка. Главной целью станет наблюдение и результат деятельности каждого малыша: что он делал и как он это обосновывал свою деятельность в игре, творчестве или труде. Дети ведь очень часто предлагают свои варианты. Например, им хочется нарисовать не мяч, а окно. И ребенок объясняет, почему он хочет нарисовать именно это. Новая форма дает ребенку свободу в самом режиме воспитания. Кто-то хочет рисовать - вот лежат краски и карандаши. Другой хочет строить - вот конструктор.

- Один ребенок будет рисовать, второй лепить, третий - петь?

- Не один ребенок, а несколько. Дети в группе делятся на несколько подгрупп, в соответствии со своими интересами. И у нас уже есть подобный опыт ориентации на интерес ребенка. Во многих дошкольных учреждениях педагоги и воспитатели работают по методу «Степ бай степ», когда дети в группе делятся по областям деятельности. В группе, как правило, создается по три-пять подобных направления. Учитель с детьми решает, какая из предложенных сфер деятельности каждому из них сейчас особенно интересна, и те распределяются в зависимости от своих предпочтений на данный момент. Так что воспитатели уже научились работать с учетом интересов ребенка. А нам сегодня важно, чтобы ребенок работал в заданной области, но делал только то, что хочет, что ему на самом деле интересно.

- Вы упомянули, индикаторы - некие карты, по которым воспитатель должен оценивать развитие каждого ребенка. Это что - какое-то подобие тестов для дошкольников?

- Это не тесты в строгом смысле этого слова. Педагог наблюдает за ребенком и на основе этих наблюдений, игр и бесед с малышом вносит индивидуальные сведения в индикаторы. Например, мы ожидаем от пятилетнего ребенка, что в коммуникативно-языковой компетенции он будет владеть языковыми нормами. Вот мы и наблюдаем, насколько он грамотно строит предложение, и фиксируем это с помощью индикаторов, составляем индивидуальные карты развития ребенка. И так по каждой компетенции.

- Такое ощущение, что новая Концепция дошкольного образования воспринимает сегодняшнего воспитателя как тоталитарного правителя, только и делающего, что подавляющего демократические права дошкольника на свободу…

- Дело в том, что в прежней системе дошкольного образования есть существенный перекос, когда воспитатель больше склонялся к школьной методике. Занятия в детских садах проводились и проводятся по школьным принципам обязательного урока, когда все малыши садятся за столы и выполняют одну поставленную задачу. Но в пять лет ребенок не должен садиться за парту! Он должен играть, действовать, двигаться. В этом возрасте ему должны прививаться лишь элементы обучения.

- А Вы не боитесь, что при такой свободе ребенок будет психологически раскрепощен, но его интеллектуальный уровень будет оставлять лучшего?

- Мировой опыт убеждает: когда мы не ставим ребенка в узкие рамки, он развивается гораздо интенсивнее. Новая Концепция дошкольного образования - это совершенно новый, личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию маленьких детей, когда что малыш может, то он и делает. А взрослые лишь помогают ребенку самостоятельно продвигаться.

- Насколько, на Ваш взгляд, воспитатели детских садов готовы к тому, чтобы начать работать по новой Концепции?

- Конечно, должна бать потрясающая творческая готовность воспитателя, обязательное участие семьи и создание развивающей среды. Сегодня, как на республиканском, так и на областном и городском уровнях идет переподготовка воспитательских кадров в условиях перехода на 12-летнюю систему обучения. Кроме того, я на практике знаю, что в педагогике нет более гибкой и мобильной группы, чем воспитатели дошкольных учреждений. Они все схватывают с самого начала. Не случайно у нас именно в детских садах такое обилие инновационных программ и разработок.

- Мы все время говорили о том, что ждет детей, которые посещают детские сады и дошкольные центры. Но ведь их количество слишком мало и стоимость посещения по карману немногим родителям, а потому подавляющее число детей до самой школы воспитывается дома. Что же будет с домашними малышами?

- Действительно, в стране ощущается колоссальная потребность в детских садах. Как свидетельствует общереспубликанская статистика, сегодня наполняемость групп в детских садах составляет от 40 до 50 человек. В Семипалатинске каждую группу в среднем посещает 27-30 человек. Пока государство не может восстановить в полном объеме число дошкольных учреждений и обеспечить доступность дошкольных учреждений. Однако продуманы вопросы повсеместного доступа детей к образовательным программам. Именно с этой целью созданы предшкольные группы и классы.

- О предшколе сегодня задают особенно много вопросов. В чем предназначение этой структуры в системе детского воспитания и обучения?

- Сейчас в Министерстве науки и образования идет очень острое и напряженное обсуждение вопросов обеспечения поэтапного перехода к новой образовательной системе. В соответствии с Концепцией и Программой перехода к 12-летнему образованию с 1 сентября будущего года планируется начать обучение по новой схеме, где пять лет отводится начальной школе, еще пять - средней, и два - старшему звену. В первый класс будут приниматься дети с шести лет. А пятилетние дети должны пройти предшкольную подготовку, цель которой - адаптация к школе.

Предшкольные группы будут как в школах, так и в детских садах. Кроме того, по всей стране начинают открываться мини-центры с двухчасовым пребыванием детей. В нашем регионе подобный центр открывается в Новошульбе. Предшкола (в любой из этих трех форм) обязательна и везде бесплатна.

Что касается целей, то мы стремимся к тому, чтобы не было колоссальных отличий между детьми, посещающими детские сады, и теми, кто приходит в школу из дома. Детсадовский ребенок уже с трех-четырех лет привык к общению в коллективе, он системно и последовательно развивается. Воспитывающийся же в домашней среде малыш оказывается не готовым к школе как психологически, так и в образовательном плане. Предшкола же дает возможность таким малышам адаптироваться к будущему обучению в школе. Но замечу: эти дошкольные учреждения не должны копировать саму начальную школу.

Алла БЕЛЯКИНА
апрель 2007 г.
Печатается с разрешения редакции.
При перепечатке материала, ссылка на газету "Наше дело" обязательна.

Все городские новости, публикуемые на нашем сайте вы можете прочитать в архиве, где собрана информация о жизни города с 1999 года.



Copyright © Semey Net.  All rights reserved.

 

РЕКЛАМА