Ул. Найманбаева, 110, каб. 220. Тел. (8-7222) 674-000.  webmaster@semsk.kz  

 

 

.
Фальшивые люди

Пьеса Максима Горького «Фальшивая монета» по причине крайней сложности известна лишь в узких кругах.

Михаил Али-Хусейн, режиссер московского театра «Современник» и педагог ГИТИСа, рискнул ее поставить на сцене Семипалатинского русского драмтеатра имени Ф.М. Достоевского едва ли не первым в Казахстане.

Именно приезд москвича Али-Хусейна в 2002 году положил начало в Семипалатинске традиции приглашать российских режиссеров для постановки спектаклей с местной театральной труппой. Тогда он поставил «Любовников из Вернона» по роману Э. Золя, чуть позже «Банкет» и вот сейчас за ними последовала «Фальшивая монета».
- Все герои лгут, изворачиваются или живут в выдуманном ими мире, – говорит Али-Хусейн. Вот и получается, что главный герой пьесы – ложь! Это видно уже по сценическому оформлению спектакля. Через всю сцену проброшены стропила. Стоит героям по ним пробежать и хрупкие доски прогибаются и начинают трещать, раскачиваясь на глазах. Ведь положение шатко, зыбко и неустойчиво. Вот-вот обман раскроется! Дальше – больше. Герои говорят фальшивыми голосами – то пищат, то срываются на бас. Хозяин дома (исп. Андрей Глушков), как оказывается, отлично передвигается на своих двоих. Даже в голубятне не голуби, как тому полагается, а куры!

Царство лжи живет по своим законам. В принципе, все догадываются об истинном положении вещей – ну какой из жалкого Глинкина (исп. Вячеслав Макеев) дворянин? Любому понятно, что Ефимов (исп. Игорь Шевцов), рассуждающий о высоких материях, - приживала и полное ничтожество. Да и наследство, о котором бредит Лузгин (исп. Александр Сухов) – это лишь плод его больного воображения. Но никто об этом и многом другом не скажет вслух! До тех пор пока в мирок врунов, лжецов и фантазеров не врывается сыщик (исп. Иван Хлебников), идущий по следу фальшивой монеты. Он бесцеремонно вмешивается в чужие судьбы, разоблачает и открывает глаза, воскрешает из небытия похороненные мрачные тайны… Тут-то и оказывается, что люди к правде не готовы! Чистые надежды оборачиваются жестоким разочарованием… Недалек страшный финал – самоубийство Полины (исп. Валентина Инешина), не выдержавшей пытки совестью.

В настоящем она – жена хозяина дома. В прошлом любовница Стогова, с которым ее связывает жуткая тайна. Зрителю понятно только то, что он косвенно виноват в том, что Полина попала на скамью подсудимых и потеряла ребенка. Стогов – живое напоминание о несчастье, исковеркавшем ей жизнь… Ей одна дорога – убить Стогова или саму себя. Полина выбирает второе.

Герои «Фальшивой монеты» – обитатели дна. «Человек!» – чем чаще герои пьесы повторяют на все лады это слово, тем отчетливее мы понимаем, что они сами – лишь тени и жалкое отражение того, чем хотели стать. Одним словом, «фальшивые монеты». Михаил Али-Хусейн проводит этим спектаклем прямую параллель с нашими днями. Вместо занавеса – уродливая серая стена, разрисованная, в обрывках объявлений. И на ее фоне – бомж. Вот он – новый представитель горьковского дна!

«Фальшивая монета» - безусловно пьеса не для всех, она для подготовленного зрителя. К счастью, таких на премьере оказалось большинство. От страданий героев их даже не отвлекла прогуливавшаяся с важным видом по сцене курочка! Хотя это явно не входило в планы режиссера и выглядело достаточно комично.

Милана ГУЗЕЕВА  
13 июля 2006 г.
Печатается с разрешения редакции.
При перепечатке материала, ссылка на газету "Наше дело" обязательна.

Все городские новости, публикуемые на нашем сайте вы можете прочитать в архиве, где собрана информация о жизни города с 1999 года.



Copyright © Semey Net.  All rights reserved.

 

РЕКЛАМА