Ул. Найманбаева, 110, каб. 220. Тел. (8-7222) 674-000.  webmaster@semsk.kz  

 

 

 
АХовое здоровье и УХабовые дороги

Состояние социальной защиты населения, проблемы городского бюджета прошлого и нынешнего года, программы "Аул" и "Здоровье народа", работа пассажирского транспорта и состояние дорог, состав ономастической комиссии, корректировка ставок земельного налога, снижение неплатежей по финансово несостоятельным предприятиям, утверждение разовых талонов за право реализации товаров на рынках, пути развития малого и среднего бизнеса... Все это - далеко не полный перечень вопросов, которые депутаты гормаслихата решали на 28 сессии, состоявшейся 15 мая.

Первый же вопрос - о состоянии соцзащиты населения и усилении борьбы с бедностью - породил хотя и острую, но бесперспективную полемику. По утверждению депутатов А. Перемыкина и А. Ушаковой, настоящей борьбы с бедностью в нашем городе нет, а при существующем спаде производства сомнение вызывают и надежды на снижение уровня безработицы. Однако руководители отчитывающихся ведомств приводили иные аргументы и внушающие оптимизм цифры. К примеру, по данным управления труда и соцзащиты, за прошлый год число семипалатинцев, проживающих ниже черты бедности,снизилось с 34 тысяч человек до 20,2 тысяч. 10569 горожан получили финансовую поддержку (11 млн. тенге). 6182 семьи получали жилищные пособия, а 3931 семья - адресную помощь (111,2 млн. тенге). Однако при всем том некоторые методы помощи малоимущим напоминают старую сказку о подаренной рыбке, которая всегда хуже, чем удочка. К примеру, 2,3 млн. тенге (!) было потрачено в прошлом году на благотворительные обеды. А о том, сколько человек благодаря сытному обеду смогли избавиться от бедности, цифры, увы, молчат.

Зато очень красноречивы цифры, представленные начальником управления здравоохранения Т. Нурмагамбетовым. Статистика показывает: 92% рожающих Семипалатинск, 47% сельскихдетей, 78% взрослых селян больны. Коэффициент рождаемости в расчете на 1000 человек за 1991-2001 годы сократился с 20 до 11,9, а смертность до 2000 года увеличивалась на 4%. В прошлом году был зафиксирован рост числа заболевших туберкулезом на 18%, заметно увеличилось число онкобольных. Отмечается рост венерических заболеваний, наркомании. Словом, как заметил Т. Нурмагамбетов, состояние здоровья горожан - "аховое". А между тем изношенность табельного имущества, медоборудования, зданий медучреждений достигла уже 80%. Несмотря на увеличение потока финансовых средств в систему здравоохранения, они все равно не превышают 75% от минимальной нормативной потребности лечебнопрофилактических учреждений. По сути, бесплатная помощь оказывается лишь в том объеме, который позволяет заболевшему не умереть. Но не более.

Практически в таком же состоянии, как люди, пребывают и семипалатинские дороги. А потому столь актуальной и своевременной стала утвержденная депутатами Программа развития дорог в городе на 2003-2005 годы, которая предусматривает не только содержание и текущий ремонт, но строительство и реконструкцию дорог и пешеходных улиц, а также долгожданный капитальный ремонт многих трасс. К примеру, в 20 млн. тенге оценен проект реконструкции дорог на улицах Найманбаева и Жумабаева, в 48 млн. тенге - расширение пр. Шакарима от ул.Дулатова до ул. Кабанбай батыра, в 100 млн. тенге - реконструкция ул. Кабанбай батыра от ул. Момышулы до ул. Кашаганова. Впервые за многие годы уделено внимание и пешеходам - программа предполагает устройство и реконструкцию тротуаров.

Достаточно тесно с эгим вопросом пересекается работа общественного транспорта - еще одна из тем, представленных на обсуждение народным избранникам. К счастью, семипалатинцы давно уже позабыли о том, что такое часовое ожидание автобуса или невозможность протиснуться в переполненный салон. Обилие и удобство автобусных маршрутов - один из поводов для 'обоснованной гордости городских перевозчиков. Но, тем не менее, и в сфере пассажирского транспорта есть масса вопросов. Подавляющее большинство машин вступили в престарелый по автомобильному исчислению возраст-от 10 до 15 лет. Приобретение новых автобусов невыгодно, поскольку срок их окупаемости составляет 5-7 лет. Именно по этой причине перевозчики чаще всего приобретают подержанные, хоть и импортные машины. Относительно новых автобусов на семипалатинских улицах появляется не более 4 - 5 в год! Жизненно необходима транспортникам и компьютеризация Центральной дорожной службы, поскольку без современных технологий невозможно эффективно контролировать работу автотранспорта на маршрутах. Конечно, не могла остаться без внимания и проблема льгот для целого ряда пассажиров. На вопрос председателя 00 "Поколение" Л.Чечулиной, почему льготный проезд предоставляется только тем пенсионерам, которые перешагнули 70-летний рубеж, ответ был вполне ожидаемым - отсутствие средств. По самым скромным подсчетам, бесплатный проезд уже при нынешнем количестве льготников обходится в 270-280 млн. тенге в год. При этом в прошлом году городским бюджетом было компенсировано всего лишь 12 млн. тенге. А ведь на маршрутах работают частники, которые не могут заниматься только благотворительностью. Сегодня бесплатным и льготным проездом и без того пользуется не менее 70 тысяч семипалатинцев, то есть практически каждый 4-й горожанин.

Транспортники внесли •предложение предусмотреть в бюджете выделение средств для компенсации бесплатного проезда целому ряду социально незащищенных категорий граждан.

Но хотя на сессии одним из пунктов принимались изменения в бюджете города на ны нешний год, а в проект этого решения были внесены жилищно-коммунальное хозяйство и социальная помощь, на обе эти сферы бюджетные средства были уменьшены. Так что благие намерения, видимо, пока намерениями так и останутся.

Газета "Наше дело"

Алла БЕЛЯКИНА
22 мая 2003 г.
Печатается с разрешения редакции.
При перепечатке материала, ссылка на газету "Наше дело" обязательна.


Copyright © Semey Net.  All rights reserved.

 

РЕКЛАМА